Выбор
космонавта
Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора
Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по
оборонной технике Королёва и его сподвижников сомнений не вызывал — это должен
быть лётчик реактивной истребительной авиации.
С учётом особенностей
и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди
абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, возраст
— около 30 лет, рост — не более 170 сантиметров, вес — до 68 — 70 килограммов.
В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий
Гагарин и Герман Титов.
3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС,
которое проводил Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров
СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.
8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии
по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н.
Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический
полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным.
После открытой части заседания, комиссия осталась в узком
составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а
Титова утвердить запасным космонавтом.
Подготовка
Копия ракеты
«Восток», ВДНХ, Москва
После четырёхмесячного московского периода подготовки,
который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим
наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования — в
Звёздный. Там в тот момент удалось создать на первое время самые
непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был
получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей
слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки
космонавтов.
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в
космос; всего их было двадцать человек (Первый отряд космонавтов СССР).
Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва,
считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и
перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов
проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг,способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение.
Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».
проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг,способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение.
Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень
торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в
космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и
17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент,
на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.
Полёт
Макет
корабля «Восток-1» в парижском музее космонавтики
Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года с
в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом
Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина был «Кедр». После
команды «на старт», Гагарин произнёс ставшей знаменитой фразу: «Поехали!».
Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не
сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й
ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего
механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой
(апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью
«аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел,
делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно
обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод,
что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения
и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было
известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была
предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства
не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление,
ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с
кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
Немає коментарів:
Дописати коментар